Государство против тренда: почему в Украине хоронят рынок электромобилей

Будущее электромобилей в Украине может оказаться под угрозой. Через два месяца закончится действие законов, освобождающих покупку электрокаров от НДС и акциза. Это автоматически сделает их дороже на 20 %.

СМИ узнали, чем можно объяснить промедление власти и на что в связи с этим стоит рассчитывать автомобилистам.

Сентябрьский успех: каждый пятый е-мобиль куплен новым

Льготный ввоз электромобилей, действующий с 1 января 2018 года, позволил украинцам еще активнее пересаживаться на «электрички». Количество стало перерастать в качество: доля подержанных электрокаров постепенно уменьшается.

К примеру, в сентябре, как сообщает ассоциация «Укравтопром», украинцы поставили на учет 540 электрокаров. Это в 2,3 раза больше, чем в сентябре 2017 года. При этом новых машин оказалось 93, то есть почти каждая пятая. Такое соотношение было почти немыслимо еще год назад, когда практически 95 % импорта приходилось на подержанные авто.

Также показательна разбивка по городам. Электромобили активно покупают не только в Киеве (на него в сентябре пришлось 124 регистрации), но и в регионах: на втором месте Одесская область (74 электромобиля), а на третьем – Днепропетровская (плюс 56 «электричек»).

Из этого можно сделать три вывода:




1. В электромобили поверили не только продвинутые киевляне, но и множество людей в других областях.

2. В регионах стала появляться качественная инфраструктура для зарядки.

3. Доля новых е-мобилей все время увеличивается, а значит, люди готовы тратить на новую технологию значительные суммы, сопоставимые с затратами на приобретение очень хороших авто с традиционными двигателями.

Почему хоронят перспективный рынок

Но чем ближе конец 2018 года, тем очевиднее: Минфин и ГФС решили, что дешевые электромобили украинцам не нужны. Об этом говорят и автоэксперты.

«Чтобы продлить льготный режим ввоза, нужно принять соответствующее решение. Но, насколько мне известно, льготы в их нынешнем виде продлевать не планируют. Их пытались заменить какими-то скидками и налоговыми льготами. Но это формалистика. На самом деле эти нововведения работать не будут», – уверен глава Украинской ассоциации участников рынка электромобилей Арсений Абдураимов.

Также легли под сукно еще два законопроекта (№8159 и №8160), в которых прописана 15-летняя концепция развития электромобилей в Украине, а главное, предусмотрены льготы для компаний, которые хотят производить украинские электрокары. В конце марта эти документы вынесли на рассмотрение Верховной Рады, а 22 мая передали в Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики. На этом все и закончилось.

«В таком виде их и похоронили. То есть о них сейчас просто не вспоминают», – говорит Арсений Абдураимов.

Чем вызван шаг назад, сделанный государством, понять трудно. Одни эксперты объясняют его тем, что до принятия «льготного» закона государство не имело представления о ценах на рынке электромобилей, а предприниматели этим пользовались и завозили их в больших количествах по заниженным ценам. Когда налоги отменили, рынок вышел из тени, и стала понятна реальная стоимость электрокаров. Государство обнаружило, что теряет деньги, а потому и хочет вернуть налоги.

Автоэксперт, руководитель сайта Autogeek Евгений Муджири не исключает и влияния из-за рубежа. «Мол, в рамках адаптации украинского законодательства к европейскому мы не можем устанавливать льготы по уплате НДС для какой-то категории товаров», – цитирует Евгения Муджири портал «Новое время. Бизнес».

В любом случае дать толчок рынку, а потом его похоронить – вариант для Украины крайне невыгодный. Тем более что только в этом году на нас начали смотреть серьезные игроки: в Украине уже официально продаются «электрички» от Renault, BMW, KIA, Hyundai.

«Раньше рынок развивался благодаря «серым» поставкам. А в чем их принципиальное отличие от белых? Когда вы покупаете автомобиль б/у, никто не говорит о гарантии. А покупая новую машину, вы получаете гарантию на два-три года. Украина только начала выходить на нормальный уровень потребления, приобретения электромобилей, а ее возвращают в состояние закупки каких-то изношенных авто, от которых весь мир избавляется», – пояснил «КРАПКЕ» Арсений Абдураимов.

130 электромобилистов приедут блокировать Раду

И все-таки фанаты электрокаров надеются, что власть их услышит. И два месяца, оставшиеся до завершения льготного периода, по словам руководителя клуба электромобилистов «Электро-Автосам» Вадима Медведева, еще не означают ничего плохого.

«Похоже, к этому вопросу не хотят возвращаться, но до нового года еще много времени. Мы с активистами будем блокировать Верховную Раду и требовать продолжения льгот. В Раде есть депутаты, на которых мы рассчитываем, ведь в прошлом году законы кто-то же принял. Думаю, двух месяцев достаточно. В прошлом году вообще хватило одного пленарного дня. Тогда наш вопрос просто включили в бюджет страны. Конкретной даты у нас нет, но сейчас собралось около 130 активистов, на днях будем обсуждать наши действия», – поделился планами с «КРАПКОЙ» Вадим Медведев.

«Очень хочется надеяться, что нас услышат. Не уверен, что сможем повлиять на ситуацию. Но если молчать, точно ничего не изменится», – добавил Арсений Абдураимов.